Текст статьи 407 ТК РФ в новой редакции.
Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:
производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
организует подготовку трудовых арбитров.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:
производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;
содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:
проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.
Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.
N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 407 Трудового Кодекса РФ
Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.
§ 1. Для содействия разрешению коллективных трудовых споров новой редакцией Трудового кодекса РФ создана специальная система государственных органов, осуществляющих функции по урегулированию коллективных трудовых споров. В эту систему входят федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров действуют на основании Трудового кодекса РФ. Они не являются органами, рассматривающими коллективные трудовые споры и выносящими обязательные для сторон спора решения. Эти органы призваны оказывать содействие разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур. Это их главная задача. Закон прямо указывает, на каких стадиях коллективного трудового спора и путем проведения каких мероприятий соответствующие государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров участвуют в разрешении коллективного спора.
§ 2. Закон определяет функции государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров. Эти функции включают не только организацию примирительных процедур, но и подготовку к ним, их финансирование, выявление причин и условий возникновения коллективных трудовых споров в организациях, подготавливают предложения по их устранению.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров на всех уровнях оказывают работникам и работодателям методическую помощь на любом этапе разрешения спора. Прежде всего это проявляется в проведении консультаций и подготовке разъяснений, порядке и сроках рассмотрения коллективного трудового спора, правах и обязанностях сторон и др. Соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров рекомендует сторонам спора кандидатуры посредников и трудовых арбитров, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров. За необходимой помощью стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответствующий государственный орган по разрешению коллективных трудовых споров на любом этапе спора.
§ 3. Соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, правовое значение которой заключается в том, что она позволяет определить количество коллективных трудовых споров, причины их возникновения, прогнозировать объявление забастовок. Эта информация, в свою очередь, делает возможным проведение аналитической работы и подготовку предложений по смягчению социальной напряженности в сфере труда.
§ 4. Указанный государственный орган проверяет в случае необходимости полномочия сторон коллективного трудового спора, формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку, организует финансирование примирительных процедур - оплату посредников и трудовых арбитров.
§ 5. Основной принцип деятельности государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров - это взаимодействие с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления. В процессе организации примирительных процедур, реализации иных возложенных законом на него задач соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров оказывает помощь представителям сторон спора по созданию примирительных органов, проводит консультации и разъяснения.
Особую значимость взаимодействие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров с представителями сторон коллективного трудового спора, органов государственной власти и органов местного самоуправления приобретает в ходе подготовки и проведения забастовки, поскольку от этого зависят и обеспечение реализации конституционного права работников (ч. 4 ст. 37 Конституции РФ), и защита законных интересов других граждан в ходе забастовки. Согласованные действия сторон и указанных органов направлены на продолжение переговорного процесса (в конечном счете - разрешение коллективного трудового спора) и выполнение минимума необходимых работ (услуг) с тем, чтобы осуществление права на забастовку не нарушало прав и свобод других лиц.
§ 6. Часть 6 ст. 407 ТК определяет некоторые элементы правового статуса работников государственных органов по разрешению коллективных трудовых споров. В частности, установлено, что они могут в предписанном законом порядке посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих их.
Работники государственных органов по разрешению коллективных трудовых споров могут привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур.
Они обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, доверенную им в связи с рассмотрением коллективного трудового спора.
Следующий комментарий к статье 407 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 407 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Придавая большое значение вопросам профилактики и урегулирования коллективных трудовых споров, учитывая соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области трудовых отношений, ТК специально отмечает, что к государственным органам по урегулированию коллективных трудовых споров относятся как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, так и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
2. На федеральном уровне этими вопросами занимается Федеральная служба по труду и занятости. Комментируемая статья относит к компетенции этой Службы, являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, довольно широкий круг вопросов.
3. В комментируемой статье определена также компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров, к которой отнесены вопросы проведения уведомительной регистрации коллективных трудовых споров (за исключением коллективных трудовых споров, указанных в ч. 2 комментируемой статьи), а также содействие урегулированию указанных коллективных трудовых споров.
4. Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.
5. Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов РФ не являются органами, рассматривающими коллективные трудовые споры и выносящими обязательные для сторон решения. Они призваны оказывать содействие их разрешению путем организации примирительных процедур. Это их основная задача. В то же время их функции не исчерпываются участием в создании и деятельности примирительных органов. Они проводят работу по изучению и обобщению причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.