Текст статьи 35 ТК РФ в новой редакции.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон .
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства .
Часть утратила силу с 6 октября 2006 года - Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора .
N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 35 Трудового Кодекса РФ
Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.
§ 1. В ч. 1 и последнюю ст. 35 внесены редакционные изменения, не затронувшие их смысл.
Изменения ч. 5 этой статьи состоят в ее дополнении упоминанием о межотраслевом уровне (что корреспондирует со ст. 26 об уровнях социального партнерства) и формулировании наименования отраслевых (межотраслевых) комиссий вместо указания на их цели, как это было ранее. В новой редакции эти комиссии именуются так же, как и комиссии на федеральном, региональном и территориальном уровнях, - комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Кроме того, с учетом сложившейся практики в этой части ст. 35 указано, что отраслевые комиссии по социально-трудовым вопросам могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Часть 6 ст. 35 из нее исключена и перенесена в ст. 45, став там частью 3.
§ 2. Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые в первую очередь для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.
§ 3. Комиссии создаются на всех уровнях из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей сторон должно быть надлежаще оформлено - приказом (распоряжением) работодателя, решением профсоюзного органа, объединения работодателей, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель (см. ст. 31 ТК).
§ 4. Комиссии подразделяются по уровням: федеральные, региональные, территориальные, локальные, а отраслевые (межотраслевые) комиссии также могут быть федеральными, региональными, территориальными.
Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне.
От уровня органа социального партнерства в значительной мере зависит его состав. На федеральном, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей работников и работодателей (профсоюзных объединений и объединений работодателей) и представителей соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне по мере необходимости создаются двух- или трехсторонние комиссии. На локальном уровне создается двухсторонняя комиссия.
§ 5. На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2218).
РТК образована для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти, представители общероссийских объединений профсоюзов, представители общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК.
Деятельность РТК строится на основе принципов добровольности участия общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в ее работе; полномочности сторон, самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профсоюзов и каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.
Общероссийские объединения профсоюзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличить число своих представителей в РТК пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза.
Утверждение и замена (ротация) представителей общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в РТК производятся решениями органов этих объединений.
Представители сторон являются членами РТК в количестве от каждой из сторон не более 30 человек.
Разногласия по вопросам представительства в РТК общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей разрешаются на совещаниях представителей сторон или в суде.
Состав представителей Правительства РФ в РТК определен Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2004 г. N 297, с изменением, внесенным распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 1025-р (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2678, N 33. Ст. 3507).
Порядок обеспечения деятельности РТК определен Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1229 (СЗ РФ. 1999. N 46. Ст. 5572).
Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключении Генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопросы, среди которых важное место занимают направления социально-экономического развития страны, обсуждение проектов федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, которые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения или рекомендаций РТК, прямо указаны в Кодексе. Их круг расширен. Это:
минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления (ст. 117);
особенности порядка исчисления средней заработной платы (ст. 139);
системы оплаты и стимулирования труда работников государственных и муниципальных учреждений;
минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения (ст. 147);
минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154);
порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (ст. 211);
размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления (ст. 219);
нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания (ст. 222);
порядок проверки знаний требований охраны труда всеми работниками, в том числе руководителями организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями (ст. 225);
продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональных спортсменов (ст. 94);
порядок их работы в ночное время (ст. 96);
возможность оплаты времени, в течение которого они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают (ст. 157);
оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни этих работников (ст. 153);
перечни работ, профессий, должностей, на основе которых в отношении таких работников в возрасте до 18 лет определяется возможность их направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 268);
перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (ст. 253 ТК);
перечни работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей (ст. 265 ТК);
порядок определения особенностей работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских, фармацевтических, работников культуры) (ст. 282 ТК);
перечни работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (ст. 329).
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты и стимулирования труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы (ч. 3 ст. 135 ТК).
С учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает порядок опубликования заключения на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к нему (ч. 10 ст. 48 ТК).
§ 6. Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а также практически на всех территориях.
Так, Положение о Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ее состав и порядок ротации членов комиссии утверждены Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 12 ноября 1999 г. N 754.
Закон города Москвы "О социальном партнерстве" от 22 октября 1997 г. N 4 с последующими изменениями предусматривает, что Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений формируется Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями предпринимателей (работодателей) на принципах согласия (консенсуса) из равного числа представителей каждой из сторон, не превышающего 15 человек, уполномоченных постановлением Правительства Москвы (по правительственной стороне), совещанием заинтересованных объединений профсоюзов, действующих в Москве (от профсоюзной стороны), совещанием заинтересованных объединений предпринимателей (работодателей), действующих в Москве (по стороне предпринимателей) (см. ст. 6; Солидарность. 1997. N 23).
Законом Псковской области от 19 февраля 2003 г. "О комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений" определены их задачи. Основной задачей областной комиссии признана разработка законов области и иных нормативных актов в сфере социально-трудовых отношений по вопросам труда и занятости населения. Естественно, что эта комиссия должна заниматься подготовкой проектов областных соглашений, их обсуждением и принятием.
§ 7. Постоянно действующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений система органов социального партнерства не ограничивается. На практике по мере необходимости создаются и другие постоянные или временные органы - комиссии, комитеты и т.д., занимающиеся определенными вопросами.
В ст. 8 Закона города Москвы "О социальном партнерстве", например, предусмотрено, что стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной договоренности и согласно определенным правилам могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Москве по отдельным направлениям.
§ 8. На локальном уровне комиссия создается совместным решением работодателя и представителя работников. Нередко положение о комиссии утверждается работодателем по согласованию с представителем работников.
Следующий комментарий к статье 35 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 35 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. К органам социального партнерства следует относить все постоянно действующие органы, состоящие из представителей сторон социального партнерства как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
Органы социального партнерства можно подразделить на органы общей компетенции и специализированные органы.
Органами социального партнерства общей компетенции являются трехсторонние или двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
К специализированным органам социального партнерства относятся:
1) координационные комитеты содействия занятости населения;
2) комитеты (комиссии) по охране труда (см. ст. 218 ТК и комментарий к ней);
3) КТС (см. ст. 384 ТК и комментарий к ней).
2. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть созданы на всех уровнях социального партнерства. Комментируемая статья предусматривает создание следующих видов комиссий: а) Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений; б) региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; в) отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (российские, межрегиональные, региональные или территориальные); г) территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; д) комиссии, создаваемые на локальном уровне для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Комментируемая статья не предусматривает создания комиссии на межрегиональном уровне социального партнерства. Это, однако, не означает, что создание межрегиональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений невозможно. Представители сторон социального партнерства на основании ч. 1 комментируемой статьи вправе принять решение о создании такой комиссии для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта межрегионального соглашения и организации контроля за его выполнением.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений образуются по решению сторон социального партнерства. Каждая из сторон, образовавших комиссию, направляет в ее состав равное количество своих представителей. Представители сторон в комиссии должны быть наделены полномочиями на принятие решений, отнесенных к компетенции соответствующей комиссии.
3. Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяется Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.
К числу основных задач Комиссии относятся: ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ (далее - генеральное соглашение); содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне; проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения; согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики.
Комиссия имеет права: проводить консультации с федеральными органами государственной власти по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики; разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений; согласовывать интересы общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта генерального соглашения, его реализации, выполнении решений Комиссии; осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), региональными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений; осуществлять контроль за выполнением своих решений; получать от федеральных органов исполнительной власти в установленном Правительством РФ порядке информацию о социально-экономическом положении в Российской Федерации и субъектах РФ, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, организации контроля за его выполнением; принимать по согласованию с Правительством РФ участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны.
4. Комиссии, образуемые по территориальному принципу (российская, региональная (субъекта РФ), территориальная), всегда являются трехсторонними. Они состоят из представителей работников, работодателей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Отраслевые комиссии могут быть как двусторонними, так и трехсторонними. На отраслевом уровне комиссии на трехсторонней основе, как правило, создаются в тех случаях, когда в коллективных переговорах со стороны работодателей участвуют организации, финансируемые из соответствующего бюджета. Межрегиональные комиссии на практике являются трехсторонними, но могут быть и двусторонними. Комиссии, создаваемые на локальном уровне, всегда являются двусторонними.