Текст статьи 327 ТК РФ в новой редакции.
Гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления .
N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 327 Трудового Кодекса РФ
Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.
§ 1. Изменения, внесенные в ст. 327, расширяют и конкретизируют круг нормативных правовых актов, которые могут устанавливать гарантии в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и др. Эти вопросы могут быть решены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не запрещено решение этих вопросов локальными нормативными актами, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.
§ 2. Статьи 313 - 326 ТК не исчерпывают всех гарантий, компенсаций и льгот, предоставляемых работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Другие гарантии, компенсации и льготы предусмотрены иными законами РФ, в том числе законами о пенсиях, о социальном страховании.
Часть гарантий, компенсаций и льгот, предусмотренных Законом РФ от 19 февраля 1993 г., не вошла в ТК.
Необходимо сравнить нормы других актов, предусматривающие гарантии и компенсации для работающих в районах Севера, с нормами, содержащимися по этим вопросам в ТК, и если они не противоречат Кодексу, то должны применяться, поскольку они не признаны утратившими силу.
§ 3. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, защита установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами прав граждан, организаций осуществляется в судебном порядке.
Текст данной статьи представляется недостаточно точным.
Во-первых, она носит весьма общий характер, хотя завершает Закон РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции и могла предусматривать только порядок защиты прав граждан и организаций, связанных с проживанием, работой, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Видимо, это и имеется в виду.
Во-вторых, в этой статье в числе актов, устанавливающих защищаемые ею права, не названы иные нормативные правовые акты федерального уровня и уровня субъектов РФ, не являющиеся законами. Не названы и локальные акты работодателей. Между тем в соответствии с новой редакцией статей главы 50 ТК и Закона РФ от 19 февраля 1993 г. указанными выше актами могут устанавливаться размеры, условия и порядок предоставления "северных" гарантий и компенсаций.
В-третьих, по поводу предоставления (непредоставления) "северных" гарантий и компенсаций возникают трудовые споры. Их разрешение в уполномоченных органах - основное средство защиты трудовых прав работников.
Кодекс трудовые споры, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не исключает из общего порядка рассмотрения трудовых споров, которые могут рассматриваться не только в суде, но и в КТС.
§ 4. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, ущерб, причиненный гражданам, организациям в результате нарушения нормативных правовых актов, указанных в ч. 1 этой статьи, и коллективных договоров, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данная формулировка также носит слишком общий характер, а потому не точна.
В части, касающейся материальной ответственности работника и работодателя, следует руководствоваться положениями раздела XI Трудового кодекса. Причем для работников основным видом материальной ответственности является ограниченная (см. ст. 241 ТК). Вопросы имущественной ответственности за причиненный ущерб, выходящие за рамки раздела XI ТК, решаются на основе норм гражданского законодательства.
Следующий комментарий к статье 327 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 327 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Гарантии и компенсации в области социального страхования и пенсионного обеспечения северянам предусмотрены Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлениями Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" и от 1 апреля 2005 г. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно", некоторыми другими нормативными правовыми актами.
2. Гарантии и компенсации в области жилищных правоотношений, предоставляемые лицам, предусмотренным в комментируемой статье, установлены Жилищным кодексом РСФСР, в котором определен порядок бронирования жилой площади, а также рядом иных нормативных правовых актов.
Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.
Жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах и местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах России или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение таких субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Размер жилищных субсидий определяется исходя из состава семьи, социальной нормы площади жилья, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в регионе вселения и норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений и условия их предоставления гражданам РФ, выезжающим из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством РФ на основании решений органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В Программе предусмотрены мероприятия по переселению граждан, предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на осуществление социальных выплат гражданам, проживающим в г. Норильске и Дудинке, в целях их переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем 10 лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства, что предусмотрено в ст. 23 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".