Текст статьи 251 ТК РФ в новой редакции.
Особенности регулирования труда - нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.
N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 251 Трудового Кодекса РФ
Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.
§ 1. Разграничивая полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, Трудовой кодекс РФ (ст. 6) к ведению федеральных органов государственной власти относит принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Вместе с тем ст. 252 ТК в новой редакции предусматривает установление особенностей регулирования труда актами разного уровня вплоть до коллективных договоров и локальных нормативных актов.
В последнее время принимаются федеральные законы, которые нередко содержат, по сути, передачу субъектам РФ отдельных полномочий федеральных органов. В том числе - в регулировании трудовых отношений. Это порождает различия в решении одних и тех же вопросов, вносимые региональным законодательством (в частности, в оплате труда работников организаций, финансируемых за счет бюджетов субъектов РФ, предоставлении им гарантий и компенсаций). По существу, такие различия, если они основаны на объективных факторах, могли бы быть признаны новым видом дифференциации в трудовом праве. Однако они в основном вытекают из различий в финансовых возможностях субъектов РФ.
§ 2. Часть четвертая ТК посвящена особенностям регулирования труда отдельных категорий работников.
В отличие от общих норм трудового законодательства, распространяющихся на всех или большинство работников и выражающих единство трудового права, установленные для определенных категорий особенности выражают его дифференциацию. Сочетание единства и дифференциации в правовом регулировании труда - один из основных принципов трудового права и черта метода регулирования трудовых отношений.
В основе дифференциации лежат различия условий труда (вредные, опасные), климатические условия и отдаленность районов применения рабочей силы (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), физиологические (психофизические) особенности организма работника (женщины, несовершеннолетние), состояние здоровья (инвалиды), специфика содержания и характера работы (основные работники ряда отраслей экономики, государственные гражданские служащие, руководители организаций), отсутствие российского гражданства (иностранцы, апатриды), характер трудовой связи работника с работодателем (совместители, надомники) и другие основания, связанные с объективными обстоятельствами или особенностями субъекта - работника. Новым для трудового законодательства стало введение особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - физических лиц (см. гл. 48), в религиозных организациях (гл. 54 ТК).
Включение в ТК раздела, посвященного особенностям регулирования труда отдельных категорий работников - позитивное явление в трудовом законодательстве. Однако в данный раздел ТК включены далеко не все категории работников, труд которых имеет специфику и, как следствие, особенности в его правовом регулировании (см. § 2 комментария к ст. 252). Имеет место и диспропорция в объеме и содержании особых норм для разных категорий работников (ср., например, гл. 51, 53 и ст. 350, 351 ТК).
§ 3. Дифференциация правового регулирования труда проводится в определенных целях.
Во-первых, это необходимость особой защиты работников от производственных вредностей с учетом, например, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции, а также социальной роли женщины-матери по воспитанию малолетних детей.
Во-вторых, дифференциация правового регулирования труда некоторых категорий работников необходима и для того, чтобы обеспечить этим работникам равные возможности, условия осуществлять право на труд наравне с другими работниками.
§ 4. Специальные нормы трудового права могут быть трех видов: 1) нормы-льготы, предоставляющие работникам дополнительные гарантии их права на труд, по охране труда, рабочему времени, отпускам. Такие нормы-льготы (думается, их правильнее называть нормы-компенсации, поскольку ими компенсируется тяжесть, вредность труда для работника) установлены для работающих во вредных и (или) опасных условиях женщин, несовершеннолетних работников, работников, совмещающих труд с обучением, и др.; 2) нормы-изъятия, как-то ограничивающие общие права (например, для государственных служащих, руководителей организаций и др.); 3) нормы-приспособления, которые приспосабливают общие нормы к особенностям данного вида труда (отраслевая дифференциация), например с учетом характера и ответственности работников транспорта, педагогических работников и др. В ст. 251 отсутствует указание на третий вид этих норм.
§ 5. Комплекс специальных норм об особенностях труда той или иной категории работников не создает самостоятельный институт трудового права. В нем нормы об особенностях приема, перевода, увольнения работников относятся к институту трудового договора, а об особенностях их рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, материальной и дисциплинарной ответственности - к другим соответствующим институтам.
Следующий комментарий к статье 251 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 251 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Комментируемая статья открывает раздел, посвященный так называемой дифференциации трудового права, представляющей собой определенные различия в правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Эти различия обусловлены рядом обстоятельств, например спецификой конкретного труда, субъектными особенностями какой-либо категории работников, местностью или отраслью экономики, в которой осуществляется труд, и т.п.
С юридико-технической точки зрения дифференциация трудового права осуществляется посредством норм-изъятий, ограничивающих действие общих правил в отношении определенных работников, либо норм-дополнений, предусматривающих предоставление конкретным категориям работников дополнительных льгот, прав или гарантий их реализации.
2. Принятие норм-изъятий является сегодня исключительной привилегией федерального законодателя по той причине, что ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Принятие норм-дополнений может осуществляться всеми субъектами нормотворчества, но с соблюдением запрета дискриминации в сфере труда, касающегося того, что общенациональные нормы-дополнения в сфере трудового права должны также устанавливаться федеральным законом, например исходя из особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите (см. ст. 3 ТК и комментарий к ней).
Таким образом, дифференциация общенациональных норм трудового права должна осуществляться с помощью федерального законодательства, примером которого как раз и является разд. XII ТК.