Статья 6 ТК РФ. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Текст статьи 6 ТК РФ в новой редакции.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности) ;
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ;
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации .

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 6 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ (подп. "к" п. 1) трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако сама Конституция (ст. 72) не раскрывает содержание понятия "совместное ведение". Оно раскрывается в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

Трудовой кодекс РФ вслед за Конституцией РФ предусматривает регулирование полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

§ 2. Законодатель устанавливает четкий перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренных ТК РФ. Этот перечень носит исчерпывающий характер. Он отражен в ч. 1 ст. 6 ТК. Это, прежде всего, закрепление основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Следует назвать в качестве примера Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы). Она была утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. Основная задача - это обеспечение занятости, резкое снижение уровня безработных путем предоставления временных и сезонных работ, создание рабочих мест, развитие трудовых ресурсов. Под эту Программу выделяются средства за счет федерального бюджета.

Гарантированный государством уровень трудовых прав, свобод работников - это тоже область действия федеральных органов. Существуют федеральные законы, в которых закреплены трудовые права и свободы работников. Например, минимальный размер оплаты труда, гарантированная минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и др.

Комментируемая статья к полномочиям федеральных органов государственной власти относит нормы, связанные с порядком заключения, изменения и прекращения трудового договора.

В настоящее время резко повышается роль социального партнерства в сфере труда. Социальное партнерство является предметом полномочий федеральных органов государственной власти.

Сюда также относятся порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, условия и порядок материальной ответственности сторон трудового договора, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К ведению федеральных органов государственной власти относятся виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, система и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (см. ст. 147 и 212 настоящего Кодекса и комментарии к ним), государственной экспертизы условий труда, подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (см. часть четвертую настоящего Кодекса).

§ 3. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на региональном уровне органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Законодатель при этом устанавливает, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, приводящий к увеличению или уменьшению бюджетных расходов, должен обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

§ 4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. Это право предоставляется субъектам РФ, если они не урегулированы федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Необходимо помнить, что в случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта на федеральном уровне по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

§ 5. В тех случаях, когда закон или нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Кодексом или иными федеральными законами, применяется Кодекс или иной федеральный закон.

§ 6. О порядке возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, см. ст. 184 и комментарий к ней.

Следующий комментарий к статье 6 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 6 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Под предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов традиционно понимается сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов РФ. Однако Конституция РФ не предполагает осуществление Федерацией и ее субъектами некоего единого нормотворческого процесса применительно к сфере трудовых отношений. В действительности на каждом из этих уровней законотворчество в сфере трудовых отношений осуществляется соответствующими органами самостоятельно и раздельно. Отсюда возникает проблема разграничения нормотворческой компетенции Федерации и ее субъектов в сфере трудовых отношений, которая решается на основе ст. 6 ТК, в соответствии с которой полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов разграничиваются путем установления ч. 1 ст. 6 ТК исчерпывающего перечня полномочий Российской Федерации, образующих в совокупности ее исключительную компетенцию в правовом регулировании социально-трудовых отношений. Конкретные полномочия, наполняющие эту компетенцию, отобраны по признакам фундаментальности проблемы, которая решается принятием федерального закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права и специфики предмета правового регулирования.

С позиции первого признака в компетенцию Российской Федерации включены полномочия по установлению: главных направлений государственной политики в сфере трудовых и связанных с ними отношений; основ правового регулирования социально-трудовых отношений; основ социального партнерства; принципов осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. С точки зрения второго признака к ведению Российской Федерации отнесены полномочия: по обеспечению работникам надлежащего уровня трудовых прав, свобод и гарантий (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); регламентации порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений; установлению порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; урегулированию порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; определению особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников и др.

Реализация этих полномочий Российской Федерации призвана обеспечить концептуальную общность российского трудового права, действующего на всей территории РФ. Необходимость в этом объясняется и потребностями единой экономики страны, которая должна функционировать на основе общих правил, в том числе в сфере социально-трудовых отношений. Общее экономическое пространство страны предполагает и единое правовое поле для всех участников экономической и трудовой деятельности.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК органы государственной власти субъектов РФ управомочены осуществлять нормотворчество только по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Тем самым их компетенция в сфере правового регулирования социально-трудовых отношений сконструирована исключительно по остаточному принципу относительно нормотворческих полномочий федеральных органов государственной власти и управления. В дополнение к этому региональное нормотворчество должно подчиняться еще двум требованиям, согласно которым все региональные нормы трудового права не должны ухудшать положения субъектов социально-трудовых отношений в сравнении с федеральным законодательством и не должны вообще каким-либо образом противоречить этому законодательству (ч. 4 ст. 6 ТК). Последнее требование не распространяется на полномочие субъектов РФ устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам региона, но только за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Соответственно этим требованиям нормотворческая ниша субъектов РФ образуется в настоящее время посредством: а) учета региональных особенностей рынка труда при регулировании отношений в сфере занятости и трудоустройства местного населения; б) определения правового положения государственных служащих субъекта РФ, а также муниципальных служащих органов местного самоуправления (исключая решение вопросов, которые в силу ч. 1 ст. 6 ТК отнесены к компетенции Российской Федерации); в) организации оплаты труда работников бюджетной сферы субъекта РФ, определения величины регионального прожиточного минимума; г) более тщательной проработки механизмов осуществления трудовых прав, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, и введения дополнительных гарантий их реализации; д) создания новых региональных правовых институтов (например, в сфере дополнительных форм социального партнерства, осуществляемого на региональном уровне).

Помимо этого, органы государственной власти субъектов РФ согласно ч. 3 ст. 6 ТК вправе осуществлять при регулировании любых социально-трудовых отношений так называемое опережающее нормотворчество по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Однако после принятия необходимого нормативного правового акта федеральным органом государственной власти региональный нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, должен быть приведен в соответствие с ним.

3. В ч. 4 комментируемой статьи законодатель счел необходимым еще раз обратиться к вопросу о юридическом верховенстве ТК и иных федеральных законов (см. ст. 5 ТК и комментарий к ней), признав неприменимыми и тем самым юридически ничтожными все те региональные нормативные правовые акты, которые противоречат федеральному законодательству либо снижают федеральный уровень трудовых прав и гарантий работников.

Остались вопросы по ст 6 ТК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 6 ТК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.