Статья 53 ТК РФ. Основные формы участия работников в управлении организацией

Текст статьи 53 ТК РФ в новой редакции.

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;
проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
участие в разработке и принятии коллективных договоров;
иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
реорганизации или ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 53 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. В часть 1 ст. 53 внесены в основном редакционные изменения. Существенным является включение в нее основных форм участия работников в управлении организацией, обсуждения представительным органом работников планов социально-экономического развития организации.

§ 2. Участие работников в управлении организацией может осуществляться в различных формах. Основные из них названы в ст. 53 ТК.

§ 3. Учет мнения представительного органа работников предусмотрен в ряде статей Кодекса (см. ст. 8, 73, 82, 99, 103, 105, 113, 116, 123, 135, 136, 154, 159, 162, 299, 325, а во многих случаях - с учетом мнения соответствующего профессионального органа, выборного органа первичной профсоюзной организации (см. ст. 350, 371 - 373).

§ 4. Проведение консультаций с работодателем затрагивает главным образом вопросы содержания коллективного договора, принимаемых работодателем локальных нормативных актов об условиях труда, его оплаты и охраны, режиме работы.

Целесообразно проведение консультаций с работниками и их представителями по вопросам совершенствования и развития производства, подготовки и переподготовки кадров и др.

§ 5. Получение необходимой информации работниками как форма их участия в управлении способствует их ознакомлению с возникающими в организации проблемами, затрагивающими интересы работников. Знание их дает работникам представление об истинном положении в организации, ее возможностях в регулировании трудовых отношений, позволяет разработать и внести работодателю предложения по улучшению деятельности организации.

§ 6. Обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение в результате этого предложений работников по ее совершенствованию тесно переплетаются с другими формами участия работников в управлении организацией.

§ 7. Коллективный договор - основной правовой акт, регулирующий трудовые и связанные с ними отношения в организации. Поэтому особое значение имеет участие работников в разработке и принятии коллективных договоров.

О порядке разработки проекта и принятия коллективных договоров см. ст. 42 ТК и комментарий к ней.

О порядке ведения коллективных переговоров см. ст. 36, 37 ТК и комментарии к ним.

§ 8. На практике используются и иные формы участия работников в управлении организацией, определяемые коллективным договором, локальными нормативными актами, учредительными документами организации, а также отдельными законами (см. § 4 комментария к ст. 52 ТК).

§ 9. Право работников и их представителей на получение информации, необходимой для подготовки проекта коллективного договора, оценки содержания проекта локального нормативного акта, разрабатываемого работодателем, в целом для участия в управлении организацией, предусмотрено в ряде статей Кодекса.

Часть 2 ст. 53 ТК конкретизирует вопросы, по которым работникам, их представителям должна быть предоставлена информация. Однако приведенный в этой статье ТК перечень сведений, которые должны быть доступны работникам, их представителям, весьма краток и не исчерпывает все вопросы, по которым работодатель должен предоставить информацию работникам, их представителям. Другие вопросы предусматриваются в иных статьях Кодекса, иных федеральных законах, учредительных документах организации, коллективном договоре. Об информации, предоставляемой работодателем работникам для их участия в управлении, см. также в § 6 комментария к ст. 37 ТК.

§ 10. Представителям работников предоставлено право вносить предложения в органы управления организацией, участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении работодателями своих предложений (см. п. 4 ст. 11 Федерального закона "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности").

Следующий комментарий к статье 53 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 53 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Комментируемая статья предусматривает, что участие работников в управлении организацией осуществляется в шести основных формах, выделение которых не отрицает возможности участия работников в управлении организацией в иных формах, предусмотренных законодательством, решением учредителя (учредителей) организации, соглашением сторон социального партнерства.

Формы участия работников в управлении организацией основываются на принципах социального партнерства, отрицающих предоставление законодателем работникам полномочий по блокированию управленческих решений работодателя. Участвуя в управлении организацией, работники либо принимают решения по управлению организацией совместно с работодателем (заключение коллективного договора), либо высказывают свое мнение по тому или иному вопросу, которое работодатель обязан выслушать и по возможности учесть при принятии самостоятельного решения. В то же время по соглашению между сторонами социального партнерства работники и их представители могут наделяться правом предварительного согласования решений, принимаемых работодателем.

Поскольку регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на принципах социального партнерства не ограничивается хозяйственной сферой работодателя - юридического лица, но может осуществляться и у работодателя - индивидуального предпринимателя, положения комментируемой статьи следует применять также к деятельности индивидуального предпринимателя.

2. Работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Учет мнения представителя работников осуществляется работодателем при принятии вышеуказанных решений в случаях, предусмотренных ТК или коллективным договором (см. ст. ст. 372, 373 ТК и комментарии к ним).

3. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. Частным случаем проведения консультаций является процедура учета мнения представительного органа работников.

4. Право работников на получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, основывается на общем конституционном праве человека и гражданина на информацию.

Статья 29 Конституции РФ признает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Право на получение информации может быть ограничено в случае отнесения информации к государственной тайне (см. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"), а также к служебной или коммерческой тайне (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны, определяется ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" (см. ст. 57 ТК и комментарий к ней).

Комментируемая статья конкретизирует круг информации, которую работодатель обязан предоставлять представителям работников. К ней относится информация по вопросам реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих изменение труда работников; подготовки и дополнительного профессионального образования работников. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен законодательством, учредительными документами организации, соглашениями, коллективным договором.

Трудовой кодекс не устанавливает срок предоставления информации по запросу представителя работников, за исключением информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения (см. ст. ст. 37, 51 ТК), поэтому данные сроки следует устанавливать в коллективном договоре.

5. Работники и их представители вправе вносить работодателю предложения по совершенствованию работы организации, обсуждать с работодателем свои предложения и общие вопросы работы организации. Процедура такого обсуждения определяется по соглашению между работодателем и представителем работников.

Наиболее результативно обсуждение вопросов деятельности не только организации в целом, но и ее структурных подразделений, участков, бригад и т.п. Приближение уровня обсуждения к конкретному рабочему месту позволит с максимальной степенью эффективности учесть мнение работников о недостатках в организации труда, о возможных способах повышения эффективности производства.

Конкретные формы обсуждения работы организации, внесения работниками предложений о совершенствовании ее работы, ведения диалога относительно высказанных предложений целесообразно определять в коллективном договоре.

6. Законодательство не определяет ни формы обсуждения планов социально-экономического развития организации, ни сроки направления проекта плана представительному органу работников. Эти вопросы также необходимо разрешать в коллективном договоре.

7. О процедуре проведения коллективных переговоров по разработке и принятию коллективного договора см. ст. ст. 36, 37, 40 ТК и комментарии к ним.

Остались вопросы по ст 53 ТК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 53 ТК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.