Статья 374 ТК РФ. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

Текст статьи 374 ТК РФ в новой редакции.

Увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое решение о согласии или несогласии с данным увольнением.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое работодателем решение о данном увольнении.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое мнение не представлено в установленный срок.

Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение трех рабочих дней стороны вправе провести дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия в результате дополнительных консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня получения соответствующим вышестоящим выборным профсоюзным органом проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника, имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующую государственную инспекцию труда.

В течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) работника или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда рассматривает вопрос о данном увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать данное увольнение непосредственно в суд и не лишает работодателя права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель вправе произвести увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников в течение одного месяца со дня получения решения о согласии с данным увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока представления таких решения или мотивированного мнения, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным увольнением. В установленный срок не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

При отсутствии соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, если это предусмотрено коллективным договором, также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 374 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. В новый редакции дано более точное название этой статьи.

§ 2. Круг работников, входящих в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденных от основной работы, при увольнении которых законодательством о труде устанавливались дополнительные гарантии, резко сузился. Трудовой кодекс относит к этому кругу только руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы.

§ 3. Существенно ограничен также перечень оснований, по которым при увольнении указанных в данной статье работников работодатель должен получить предварительное согласие соответствующего вышестоящего профсоюзного органа, а при его отсутствии - выборного профсоюзного органа организации.

§ 4. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от работы, предусмотрены также в ст. 25 (пп. 3, 6) Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148). Следует иметь в виду, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде РФ и пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово" признаны не соответствующими Конституции РФ ч. 2 ст. 235 КЗоТа РФ и п. 3 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в той части, в которой ими не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя (РГ. 2002. 7 февр.).

В отношении ст. 374 ТК Конституционный Суд РФ вынес Определение от 4 декабря 2003 г. N 421-О (РГ. 2004. 27 янв.). В нем указано, что норма ч. 1 ст. 374 ТК, предусматривающая увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2 ст. 81 данного Кодекса руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа, по своему конституционно-правовому смыслу и целевому предназначению направлена на защиту государством свободы профсоюзной деятельности и не препятствует судебной защите прав работодателя на свободу экономической (предпринимательской) деятельности в случае отказа соответствующего вышестоящего профсоюзного органа дать предварительное мотивированное согласие на увольнение такого работника.

Обязанность государства обеспечивать указанным профсоюзным представителям надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения профсоюзов в области труда, вытекает и из положений ст. 2 и 3 Конвенции МОТ N 87 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию, подп. "б" п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 98 1949 г. о применении принципов права на организацию и на введение коллективных договоров, ст. 1 и 2 Конвенции МОТ N 135 1971 г. о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях, а также п. "а" ст. 28 Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г., которая подписана Российской Федерацией 14 сентября 2000 г.

Установление законодателем для работников, входящих в состав профсоюзных органов (в том числе их руководителей) и не освобожденных от основной работы, дополнительных гарантий при осуществлении ими профсоюзной деятельности, как направленных на исключение препятствий такой деятельности, следует рассматривать в качестве особых мер их социальной защиты. Часть 1 ст. 374 ТК, закрепляющая в качестве такой гарантии обязательность получения работодателем предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов (включая их руководителей) и не освобожденных от основной работы, по своему содержанию направлена на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление профсоюзной деятельности, в том числе посредством прекращения трудовых правоотношений.

Работодатель, считающий необходимым в целях осуществления эффективной экономической деятельности организации усовершенствовать ее организационно-штатную структуру путем сокращения численности или штата работников, для получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работника, являющегося руководителем (его заместителем) выборного профсоюзного коллегиального органа и не освобожденного от основной работы, обязан представить мотивированное доказательство того, что предстоящее увольнение такого работника обусловлено именно указанными целями и не связано с осуществлением им профсоюзной деятельности.

В случае отказа вышестоящего профсоюзного органа в согласии на увольнение работодатель вправе обратиться с заявлением о признании его необоснованным в суд, который при рассмотрении дела выясняет, производится ли в действительности сокращение численности или штата работников (что доказывается работодателем путем сравнения старой и новой численности или штата работников), связано ли намерение работодателя уволить конкретного работника с изменением организационно-штатной структуры организации или с осуществляемой этим работником профсоюзной деятельностью. При этом соответствующий профсоюзный орган обязан представить суду доказательства того, что его отказ основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности, т.е. увольнение носит дискриминационный характер. И только в случае вынесения судом решения, удовлетворяющего требование работодателя, последний вправе издать приказ об увольнении.

§ 5. О гарантиях, предоставленных выборным профсоюзным работникам, см. также ст. 171 Кодекса и комментарий к ней.

Следующий комментарий к статье 374 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 374 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Гарантии, установленные комментируемой статьей, предоставляются только работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, их структурных подразделений не ниже цеховых и продолжающим исполнять свои обязанности по трудовому договору. Наличие в законе усложненного порядка расторжения трудового договора с данными лицами объясняется необходимостью обеспечения их независимости от работодателя, которая выступает обязательным условием надлежащего исполнения ими своих функций по представительству прав и интересов работников - членов профсоюза.

2. О понятии первичной профсоюзной организации см. комментарий к ст. 29 ТК.

Профсоюзные организации структурных подразделений юридического лица, как правило, являются подразделениями первичной профсоюзной организации. Наименования выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций определяются уставами профсоюзов, положениями о первичных профсоюзных организациях. Наиболее часто такие органы именуются "профсоюзный комитет" (в рамках всего юридического лица), "цеховой комитет" (в рамках структурного подразделения). Коллективным договором, соглашением круг профсоюзных активистов, прекращение трудового договора с которыми осуществляется в особом порядке, может быть расширен.

3. Расторжение трудового договора с руководителями выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), их заместителями, не освобожденными от основной работы, в особом порядке осуществляется в силу ТК в том случае, если увольнение производится в связи с сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81); недостаточной квалификацией работника, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81); неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81). В случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, особый порядок расторжения трудового договора может применяться при увольнении по инициативе работодателя и по иным основаниям.

В связи с принятием КС РФ Определения от 3 ноября 2009 г. N 1369-О-П новая редакция комментируемой статьи подразделяет особый порядок расторжения трудового договора с указанными лицами на: а) увольнение с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов, в состав которого входит первичная профсоюзная организация (при увольнении на основании п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 81 ТК); б) увольнение с учетом мотивированного мнения данного органа (при увольнении на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК). Такими органами, как правило, являются территориальные, региональные (межрегиональные) комитеты профсоюза, центральный комитет соответствующего профсоюза либо руководящий орган (президиум, совет и т.п.) объединения профсоюзов.

4. Решение соответствующего профсоюзного органа относительно дачи согласия или отказа в согласовании расторжения трудового договора, выражении мотивированного мнения должно быть представлено работодателю в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа работодателя и документов, обосновывающих необходимость его принятия. Можно предположить, что соблюдение данного правила для общероссийского профсоюза, принимающего данное решение на заседании центрального органа, может быть весьма затратным.

При несоблюдении указанного срока работодатель освобождается от обязанности учитывать позицию профсоюза при увольнении работника.

5. Решение вышестоящего профсоюзного органа об отказе в согласовании увольнения работника может быть признано судом необоснованным по заявлению работодателя. В этом случае работодатель вправе уволить работника без согласия данного профсоюзного органа.

Об особенностях расторжения трудового договора с работниками, входящими в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК см. Определение КС РФ от 4 декабря 2003 г. N 421-О.

Если мнение вышестоящего профсоюзного органа об увольнении работника на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК является отрицательным, то между ним и работодателем проводятся дополнительные консультации, порядок и сроки которых аналогичны установленным ст. 373 ТК для проведения консультаций между работодателем и первичной профсоюзной организацией.

6. Увольнение работников, перечисленных в комментируемой статье, допускается в течение одного месяца со дня получения работодателем решения о согласии с увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока их представления, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным увольнением.

При рассмотрении дела в суде работодателю надлежит представить доказательства того, что профсоюзный орган дал согласие по тем основаниям, которые были указаны работодателем при обращении в профсоюзный орган, а затем в приказе об увольнении. В случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе (ч. 2 п. 24, п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

7. В том случае, когда вышестоящий выборный профсоюзный орган отсутствует, увольнение указанных работников производится с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с процедурой, установленной ст. 373 ТК.

8. Гарантии участия работников в деятельности выборных органов профсоюзов распространяются на членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, продолжающих работу по трудовому договору (не освобожденных от основной работы). На время работы выборного коллегиального органа профсоюза, членом которого является данный работник, проведения профсоюзных съездов или конференций указанные лица освобождаются от работы с сохранением за ними места работы. Порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях устанавливается в коллективном договоре, соглашении. Если в правовых актах социального партнерства эти вопросы не решены, то профсоюз, объединение профсоюзов выплачивают работнику за указанное время компенсацию. Размер компенсации определяется решением соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов (см. ст. 170 ТК и комментарий к ней).

Остались вопросы по ст 374 ТК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 374 ТК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.