Текст статьи 360 ТК РФ в новой редакции.
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации .
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей .
Часть утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.
Часть утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.
Часть утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
поступление в федеральную инспекцию труда:
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры .
Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается .
Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации .
N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 360 Трудового Кодекса РФ
Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.
§ 1. В соответствии со ст. 360 ТК порядок проведения проверок и инспектирования работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда определяется Конвенцией МОТ N 81, Трудовым кодексом и иными федеральными законами, решениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами. Этот порядок регулируется не только гл. 57 ТК, но и соответствующими нормами КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702), Положением о федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Государственный инспектор труда имеет право в соответствии с предоставленным ему законом полномочием беспрепятственного прохода (без предварительного уведомления работодателя и в любое время суток) в организацию, которая подлежит контролю со стороны органов государственной инспекции труда.
§ 2. Особый порядок инспекции рабочих мест согласно ст. 4 Протокола 1995 г. к Конвенции МОТ N 81 вводится в вооруженных силах, и других органах общественной безопасности, а также в исправительных учреждениях. Это касается вопросов времени проведения инспекции, полномочий государственных инспекторов труда, предъявления конфиденциальных документов, их выноса из помещений соответствующего учреждения и т.д.
§ 3. Статья 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" предусматривает, что о проведении соответствующей надзорно-контрольной проверки орган надзора должен издать приказ с указанием, какое должностное лицо проводит эту инспекционную проверку. Плановая проверка одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя проводится не более одного раза в два года. Внеплановые же инспекционные проверки проводятся, если их предметом является контроль за исполнением ранее сделанных предписаний об устранении выявленных нарушений и в случаях аварийных ситуаций, выхода из строя сооружений, оборудования, угрозы жизни и здоровью работников, при поступлении жалоб, информации о нарушении прав и интересов работников.
При привлечении органом государственной инспекции труда виновного в трудовом правонарушении должностного лица к административной ответственности (штрафу) он руководствуется ст. 23.12 КоАП РФ, предусматривающей в таком случае размер штрафа от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, т.е. теперь размер штрафа за трудовое правонарушение значительно ниже. (Статья 41 КоАП РСФСР предусматривала за трудовое правонарушение штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.)
§ 4. Государственные инспекторы труда осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. При этом инспектор может уведомить при инспекционной проверке работодателя или его представителя о своем присутствии, а может не уведомлять, если считает, что это усилит эффективность контроля.
Следующий комментарий к статье 360 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 360 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок инспектирования работодателей, помимо ТК и Конвенции N 81 МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.), являются Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875.
2. В соответствии со ст. 16 указанной Конвенции МОТ организации инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.
Данное правило конкретизируется в названном выше Федеральном законе, который устанавливает, что плановые проверки в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя могут быть проведены не чаще чем один раз в три года. Количество внеплановых проверок максимальным пределом не ограничено. Такие проверки могут проводиться по обращениям работников или их представителей, при получении информации о нарушении законодательства о труде иным образом, для проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства о труде, а также на основании поручений Президента РФ и Правительства РФ. Анонимные обращения органами федеральной инспекции труда не рассматриваются и не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения в сети Интернет либо иным доступным способом.
Конкретная проверка соблюдения законодательства о труде проводится на основании распоряжения (приказа) руководителя соответствующей инспекции труда (его заместителя), требования к содержанию которого установлены ст. 14 указанного Федерального закона. Срок проведения проверки не должен превышать 20 календарных дней, а в отношении работодателей - субъектов малого предпринимательства - 50 час. для малого предприятия и 15 час. для микропредприятия в год.
3. Государственный инспектор труда при проведении внеплановой проверки в случае получения информации о нарушении законодательства о труде вправе не извещать об этом работодателя или его представителя и проводить проверку в их отсутствие.
4. По результатам инспекционной проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы (заключения) проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле федеральной инспекции труда (ст. 16 указанного Федерального закона).
5. Специфика организации инспекционных проверок, проводимых в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, состоит: а) в ограничении круга государственных инспекторов труда, имеющих право на проведение проверок, только инспекторами, заблаговременно получившими соответствующий допуск; б) в проведении исключительно выездных проверок, причем по общему правилу в присутствии представителя работодателя; в) в фактическом ограничении проведения проверок в особых условиях функционирования подконтрольных организаций (маневры, учения, проведение контртеррористической операции, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).