Статья 313 ТК РФ. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Текст статьи 313 ТК РФ в новой редакции.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей .

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 313 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Внесенные в ст. 313 изменения расширяют нормативно-правовую базу установления гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В ее ч. 1 предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации этим лицам устанавливаются не только Кодексом и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а другие гарантии - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Величина дополнительных гарантий зависит от финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателя.

В результате изменений, внесенных в ст. 313 и некоторые другие статьи главы 50 ТК, их текст согласуется с текстом норм по тем же вопросам, содержащихся в Законе РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. (т.е. с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом N 122-ФЗ).

§ 2. Глава 50 ТК устанавливает особенности регулирования трудовых отношений в зависимости от специфических условий местности, в которой трудится работник, - экстремальных природно-климатических условий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313 - 327).

Она основана в первую очередь на тексте Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (Ведомости РСФСР. 1993. N 16. Ст. 551) и ст. 251 КЗоТа РФ 1971 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в нее внесены кардинальные изменения - в ст. 316, 317, 323, 325, 326 (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).

§ 3. Нормы ТК предусматривают предоставление определенных гарантий и компенсаций гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Более подробные нормы содержатся в Законе РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. Этот Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Действие этого Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях, а также на некоторые другие категории граждан (см. ч. 1 и 2 ст. 1).

§ 4. Закон РФ от 19 февраля 1993 г., непосредственно связанный с нормами главы 50 ТК, претерпел существенные изменения.

Внесенные в него Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения коснулись прежде всего компенсаций, предоставляемых гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также источников финансирования соответствующих выплат.

Ряд статей Закона РФ от 19 февраля 1993 г. признан утратившим силу: ст. 6 - 9, 12, 13, 15, 16, 20 - 23.1, 25 - 32. Утратили силу его разделы IV и VIII.

§ 5. До введения в действие норм Федерального закона от 22 августа 2004 г. гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 313 - 327 ТК и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. в соответствии с ч. 2 ст. 313 ТК, могли устанавливаться законами субъектов РФ, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ и работодателей. Это означало, что уровень гарантий и компенсаций, предусмотренный Законом РФ, мог быть повышен.

Теперь гарантии и компенсации северянам, предусмотренные непосредственно в новой редакции Закона РФ от 19 февраля 1993 г., применяются в отношении тех, кто работает в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Гарантии и компенсации тем, кто работает в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, и проживает в этих районах и местностях, устанавливаются каждым субъектом РФ самостоятельно. Для тех, кто работает в организациях, финансируемых из местного бюджета, и проживающих в тех же районах и местностях гарантии и компенсации определяются органами местного самоуправления, а для работающих в иных организациях - работодателем, если иное не установлено Законом РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции (см. ч. 3 ст. 1, ст. 3 и др.).

Текст статей Трудового кодекса и Закона РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции позволяет сделать вывод о том, что право на "северные" гарантии и компенсации сохраняется и за теми, кто работает в организациях, финансируемых не из федерального бюджета. Изменен порядок их установления.

То, что установлено для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, следует рассматривать как эталон или минимальный уровень гарантий и компенсаций для их установления работникам других организаций. При этом, исходя из принципа недопустимости ухудшения положения работника, не могут быть сокращены объем и виды гарантий и компенсаций, не может быть уменьшен их размер по сравнению с тем, что было установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами до внесения в них изменений в части источников финансирования.

В Федеральном законе от 22 августа 2004 г. в общей форме не предусмотрено, что в организациях, финансируемых не из федерального бюджета, размер гарантий и компенсаций не может быть ниже установленного для работников организаций, финансируемых из этого бюджета, а порядок и условия их предоставления не могут быть хуже.

На этот счет имеются лишь отдельные положения. Так, предусмотрена возможность повышения размера районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов (см. ч. 2 ст. 10). Такая же возможность имеется и в отношении процентных надбавок к заработной плате (см. ст. 11).

§ 6. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции предусматривает возможность установления гарантий и компенсаций не только законом, но и иными нормативными правовыми актами РФ (см. ст. 3, 4 и др.).

Следует напомнить, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс (см. ст. 5 ТК).

§ 7. Нормативные акты работодателей об установлении гарантий и компенсаций, их размере и порядке предоставления относятся к локальным нормативным актам, принимаемым в установленном Трудовым кодексом порядке (см. ст. 8, 371, 372).

Если в организации заключается коллективный договор, предпочтительнее включать в него положения, касающиеся гарантий и компенсаций.

Там, где заключаются региональные и территориальные соглашения, в них следовало бы предусматривать соответствующие гарантии и компенсации северянам, с тем чтобы их нормы легли в основу определения необходимых средств в соответствующем бюджете.

§ 8. В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г., источником расходов на гарантии и компенсации северянам служат:

1) для работников, организаций, финансируемых из федерального бюджета, - средства федерального бюджета;

2) для работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - средства бюджета соответствующего субъекта;

3) для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, - средства бюджета соответствующего муниципального образования;

4) для работников других организаций - собственные средства этих организаций.

Следствием таких изменений может стать ухудшение положения работников, занятых в столь сложных и трудных условиях Севера, при ограниченности или полном отсутствии в бюджетах субъектов РФ, местного самоуправления и организаций источников финансирования полагающихся им льгот и гарантий.

Финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определено ст. 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. в редакции от 22 августа 2004 г.:

1) гарантии и компенсации, установленные этим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета;

2) гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ;

3) гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований;

4) гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет работодателя (см. ст. 4).

§ 9. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей неоднократно дополнялся, расширялся - см. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203), изменения и дополнения, внесенные Указами Президента РФ от 20 декабря 1993 г. N 2226, от 22 марта 1994 г. N 577, от 16 мая 1994 г. N 945 (САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5059; 1994. N 13. Ст. 985; СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 303).

Компетенция Правительства РФ по утверждению перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций сохранилась (см. ст. 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).

Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 января 1993 г. и дополнен Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 3. Ст. 176, N 42. Ст. 4001).

Утвержден Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402, с изменениями и дополнениями от 27 сентября 2001 г. N 695 // СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2318; 2001. N 40. Ст. 3846).

§ 10. Государство предпринимает меры для создания благоприятных условий жизни и работы в районах Севера, оказания содействия желающим переселиться из этих районов (см., например, Федеральную целевую программу экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2011 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3327; Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта реструктурирования районов Крайнего Севера - Постановление Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 577 // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3468; Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 336 // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2093; 2005. N 9. Ст. 723).

Дополнительные меры по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 г. N 306 (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2675).

Следующий комментарий к статье 313 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 313 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Нормативно-правовое регулирование труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется наряду с ТК также Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и целым рядом подзаконных нормативных правовых актов, в том числе бывшего СССР.

Применять подзаконные нормативные правовые акты, в том числе бывшего СССР, следует с учетом положений не только ТК, но и актов высших судебных органов - ВС РФ и КС РФ, существенно корректирующих ряд норм подзаконных актов (см. ст. ст. 314, 325 ТК и комментарий к ним).

2. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, приведен в Постановлении Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Данный перечень постоянно дополняется и в настоящее время включает следующие районы:

а) районы Крайнего Севера:

все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также Берингова и Охотского морей;

Мурманская область - за исключением г. Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов;

Архангельская область - Ненецкий автономный округ и г. Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинского городского Совета народных депутатов; Мезенский, Лешуконский, Пинежский районы;

Коми АССР - г. Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов, Печора, Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский и Усинский районы, с. Усть-Лыжа с подчиненной ему территорией;

Тюменская область - Ямало-Ненецкий автономный округ; Березовский и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Красноярский край - Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; г. Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов; Северо-Енисейский и Туруханский районы;

Иркутская область - Катангский район;

Якутская АССР;

Магаданская область;

Чукотский автономный округ;

Камчатская область;

Республика Карелия - Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы; г. Костомукша;

Хабаровский край - Аяно-Майский и Охотский районы;

Сахалинская область - Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы; г. Оха;

Республика Тыва - Монгун-Тайгинский, Тоджинский районы; Шынаанская сельская администрация Кызылского района;

б) местности, приравненные к районам Крайнего Севера:

Мурманская область - г. Кандалакша с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов;

Архангельская область - Вельский, Вилегодский, Виноградовский, Верхнетоемский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Няндомский, Пинежский, Плесецкий, Приморский, Онежский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский районы; г. Архангельск, Котлас, Коряжма, Новодвинск, Онега;

Коми АССР - Вуктыльский, Ижемский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Печорский, Прилузский, Сосногорский, Сыктывдинский, Сысольский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский районы; г. Печора и Ухта с территорией, находящейся в административном подчинении Ухтинского городского Совета народных депутатов, г. Сыктывкар; Усть-Лыжинский сельсовет Увинского района; г. Петрозаводск, Сортавала, Костомукша;

Коми-Пермяцкий автономный округ - Гайнский, Косинский и Кочевский районы;

Республика Карелия - Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский; Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы; г. Петрозаводск, Сортавала, Костомукша;

Тюменская область - Ханты-Мансийский автономный округ, Уватский район;

Томская область - Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Тегульдетский и Чаинский районы; г. Колпашево и Стрежевой;

Красноярский край - Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский районы; г. Енисейск и Лесосибирск с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского городского Совета народных депутатов;

Иркутская область - Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский районы; г. Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов;

Бурятская АССР - Баунтовский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Курумканский, Муйский и Окинский районы;

Читинская область - Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы;

Амурская область - Зейский, Селемджинский и Тындинский районы; г. Зея и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинского городского Совета народных депутатов;

Приморский край - Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский районы; рабочий поселок Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в административном подчинении Востокского поселкового Совета народных депутатов; Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района;

Хабаровский край - Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский и Ульчский районы; г. Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань; рабочий поселок Эльбан Амурского района с территорией, находящейся в административном подчинении Эльбанского поселкового Совета народных депутатов; Вознесенский, Падалинский, Ачанский, Джуенский, Омминский сельсоветы Амурского района;

Сахалинская область - все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера;

Республика Тыва - Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский (за исключением территории Шынаанской сельской администрации), Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзянский районы; город Кызыл;

Республика Горный Алтай - Кош-Агачский и Улаганский районы.

3. Особые правила предоставления гарантий и компенсаций установлены в отношении командированных работников и совместителей.

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, предусматривает следующие правила.

Работникам, командированным в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности из других местностей страны для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, льготы и компенсации не предоставляются. Если непосредственно после истечения установленного законодательством срока командировки указанные лица переводятся на постоянную работу в районы Крайнего Севера или в приравненные к ним местности, то им предоставляются соответствующие льготы и компенсации. При этом в стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, льгот при назначении пенсий, засчитывается весь период непрерывного нахождения в командировке.

Работникам экспедиций, круглогодичных партий, нефтегазоразведок, отрядов, расположенных (базирующихся) в указанных районах и местностях, льготы и компенсации предоставляются. Эти льготы предоставляются также работникам экспедиций и других геологоразведочных, топографо-геодезических организаций, расположенных (базирующихся) вне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, направленным на работу в указанные районы и местности в круглогодичные партии, нефтегазоразведки, отряды.

Работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, указанные льготы не предоставляются.

4. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы (ст. 287 ТК).

Остались вопросы по ст 313 ТК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 313 ТК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.