Текст статьи 196 ТК РФ в новой редакции.
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 196 Трудового Кодекса РФ
Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.
§ 1. Изменения ст. 196 в основном коснулись ее ч. 3 и последней.
Часть 3 данной статьи дополнена указанием на порядок, в котором работодателю следует определять формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и перечень необходимых профессий и специальностей. Эти вопросы работодатель вправе решать локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов. Тем самым восполнен имеющийся в прежней редакции ст. 196 пробел.
Необходимо иметь в виду, что ст. 372 ТК предусматривает учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников.
В действующей редакции ст. 196 указывается на представительный орган работников, которым может быть не только упомянутый профсоюзный орган, но и иной избранный работниками орган (см. ст. 29 - 31). По сути, ст. 196 распространяет порядок, установленный ст. 372 для названного в ней профсоюзного органа и на другие представительные органы работников.
Следует иметь в виду, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации непосредственно у работодателя (или будущего работодателя), а также перечень необходимых профессий и специальностей, количество потребных работников по каждой из них и уровень их будущей квалификации определяются, как правило, в коллективных договорах. Следовательно, правило о необходимости учета мнения представительного органа работников при решении работодателем указанных вопросов применяется там, где коллективный договор не заключается.
В последней части ст. 196 уточнено упоминание о видах актов, которыми устанавливаются условия для совмещения работы с обучением, предоставляемые работникам гарантии.
§ 2. Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к работникам - руководителям, специалистам, рабочим, к организации и содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки.
Предприятия переходят на новую технологию, выпускают новую продукцию, меняют производственный профиль деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим причинам либо в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата в них.
Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить.
Практика показывает, что многие организации испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая бы приходила на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.
Сложившаяся за многие годы система подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.
Актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям рабочих, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта.
§ 3. Конвенция МОТ N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов предусматривает, что каждый член Организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости (п. 1 ст. 1).
Эти политика и программы должным образом учитывают:
a) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;
b) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;
c) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями (п. 2 той же статьи).
Эти политика и программы осуществляются при помощи методов, соответствующих национальным условиям, и предназначены для повышения способности отдельного лица сознавать и индивидуально или коллективно оказывать влияние на производственную и социальную среду (пп. 3 и 4 той же статьи).
Эти политика и программы стимулируют и позволяют всем лицам на основе равенства и без какой-либо дискриминации развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества (п. 5 той же статьи).
В вышеуказанных целях каждый член МОТ разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее (ст. 2 той же Конвенции).
Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся и - когда необходимо в соответствии с национальным законодательством и практикой - с другими заинтересованными органами (ст. 5 той же Конвенции).
МОТ разработала и приняла рекомендации по вопросам профориентации, подготовки и переподготовки кадров, например Рекомендацию N 88 о профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов, и Рекомендацию N 136 о специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития.
В 1978 г. принята и действует Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, на выполнение которой направлены меры, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2003 г. N 371 (СЗ РФ. 2003. N 27. Ст. 2799).
§ 4. Государство проявляет заботу о подготовке и переподготовке кадров для народного хозяйства страны.
Правительство РФ 13 сентября 1994 г. приняло Постановление "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2393; 1995. N 18. Ст. 1688). О государственном заказе на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих см. ст. 63 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215). О федеральном заказе на профессиональную подготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих см. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N 277 (СЗ РФ. 2006. N 20. Ст. 2074).
Сроки обязательного прохождения стажировки, повышения квалификации предусмотрены для медицинских, педагогических и ряда других категорий работников.
Для рабочих определенных профессий предусмотрена сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых решается вопрос о выполнении ими определенных видов работ. Так, квалификационные элементы предусмотрены для работников транспорта, непосредственно связанных с движением. Для водителей утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (см. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396, с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1999. N 52. Ст. 6396; 2000. N 38. Ст. 3805; 2001. N 48. Ст. 4526). Порядок утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 13 (СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 229).
§ 5. Правительством РФ утверждены Основные направления подготовки кадров для рыночной экономики (см. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. // САПП РФ. 1993. N 46. Ст. 4456).
Приняты нормативные акты, касающиеся повышения квалификации и переподготовки отдельных категорий работников. Это, например:
Приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 24 февраля 2002 г. N 88 "Об организации деятельности по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и профессиональной аттестации кадров" (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 32. С. 88);
Положение о системе квалификационных требований к руководителям, контролерам и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5 июля 2002 г. N 27/пс, с изменениями и дополнениями от 30 октября 2002 г. N 42/пс (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 49. С. 80);
Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2169);
Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414, с дополнениями от 25 сентября 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2939, N 39. Ст. 3774);
Положение об организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовке безработных граждан и незанятого населения, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 13 января 2000 г. N 3/1, с изменениями от 8 декабря 2001 г. N 17/1 (Бюллетень нормативных актов. 2000. N 11; Бюллетень Минтруда РФ. 2001. N 3);
Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 12 сентября 2002 г. N 93н (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 50. С. 84);
Положение о порядке подготовки и аттестации работников, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденное Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 апреля 2002 г. N 21 (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 27);
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 13 января 2003 г. (РГ. 2003. 22 февр.).
Существенную роль играют Указ Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации", с последующими изменениями (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3607; 1999. N 12. Ст. 1454; 2000. N 29. Ст. 3059; 2003. N 14. Ст. 1261), и Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. N 1164 о мерах по реализации этого Указа (СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4384). Правительство РФ утверждает государственные планы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, Положение о комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ утвержден на 2003/2004 - 2006/2007 гг. (СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1538).
Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1997 г. были утверждены также Положение о конкурсном отборе специалистов, направляемых на переподготовку и повышение квалификации в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ; Положение о конкурсном отборе российских образовательных учреждений для осуществления подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 606 "О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием" утверждено Положение о межведомственной комиссии по формированию государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3565).
Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 44 утверждено Положение о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 475).
Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-Р, в числе приоритетных направлений таких действий указала на совершенствование законодательства, способствующего повышению конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям на рынке труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающего базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку (СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1920).
§ 6. Потребность в кадрах для собственных нужд - работников определенных профессий, специальностей, необходимой квалификации - каждый работодатель определяет самостоятельно.
С этой целью он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение вторым профессиям непосредственно в организации.
Работодатель может воспользоваться и другой возможностью - готовить для себя кадры в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" и утвержденным этим Постановлением Положением (СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3777) Минтрудом России утверждена форма типового контракта между студентом и работодателем, заключаемого в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (см. Постановление Минтруда РФ от 27 декабря 1995 г. // Бюллетень Минтруда РФ. 1996. N 5).
Условия и порядок взаимоотношений работодателей и работников, подготавливаемых для них в образовательных учреждениях, определяются коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
§ 7. Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной службы (п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030; 2004. N 35. Ст. 3607).
§ 8. Система профессионального обучения взрослых должна изучаться, разрабатываться и развиваться с учетом состояния и тенденций рынка занятости, мероприятий, проводимых с целью улучшения или увеличения производства, а также возможности обеспечения обучающихся соответствующей работой (подп. 1 п. 2 Рекомендации МОТ N 88).
Эта система должна изучаться, разрабатываться и развиваться в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, при этом могут быть заключены соответствующие соглашения с целью такого сотрудничества (см. подп. 2 того же пункта).
§ 9. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (непосредственно работодателем или в образовательных учреждениях) работодатель определяет с учетом мнения представительного органа работников (ч. 3 ст. 196). Желательно, чтобы эти вопросы предварительно обсуждались представителями работодателя и представителями работников, а договоренности о формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и перечень необходимых профессий и специальностей, численность работников, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку и повышающих квалификацию, включались в коллективный договор. На практике эти вопросы, как правило, решаются в коллективных договорах, соглашениях либо в приложениях к ним.
§ 10. Для выполнения определенных работ, видов деятельности требуется не только наличие у работника соответствующей специальности, профессии, квалификации, но и постоянное поддержание их на необходимом уровне, периодическое повышение профессиональных знаний.
Внедрение новой техники, технологий, компьютеризация трудовых процессов требуют повышения квалификации работников как условия выполнения определенных видов деятельности. В такой ситуации работодатель обязан проводить повышение квалификации работников. В ч. 4 ст. 196 говорится, что эта обязанность предусмотрена федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На практике уже сама потребность в инновациях, внедряемых в процесс труда, обязывает работодателя повышать качество трудового потенциала в первую очередь имеющихся кадров, а при их недостаточности готовить или привлекать новых работников требуемых профессий и специальностей. Обязанность работодателя повышать квалификацию работников, особенно если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности, предусматривается коллективными договорами. В этих случаях работодатель сам берет на себя соответствующую обязанность и закрепляет ее в коллективном договоре.
§ 11. Часть 5 ст. 196 устанавливает гарантии для работников, проходящих профессиональную подготовку без отрыва от работы. Им работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.
О гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим работу с обучением, см. ст. 173 - 177 ТК.
§ 12. Подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации работников должны строиться с учетом профессиональных характеристик и требований, содержащихся в действующих квалификационных справочниках - ЕТКС работ и профессий рабочих, ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих.
ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. ЕКС (Единый квалификационный справочник) должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих (см. п. 1 Постановления Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения ЕТКС работ и профессий рабочих и ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 766 // СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399; 2003. N 52 (ч. II). Ст. 5066).
ЕТКС и ЕКС неоднократно дополнялись и изменялись.
Порядок применения ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 54).
О квалификационных требованиях к должностям гражданской службы и должностном регламенте см. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).
Постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 1994 г. N 367 с 1 января 1996 г. введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПД ТР). В него внесены изменения, утвержденные Госстандартом России 29 декабря 2003 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 132).
Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677, содержит стандарты специальностей по образованию (ОКСО), начальному профессиональному образованию (ОКНПО) (СЗ РФ. 2003. N 46. Ст. 4472).
Развитию системы сертификации персонала в Российской Федерации посвящено Постановление Минтруда РФ и Госстандарта России от 29 апреля 1997 г. N 21/9 (Бюллетень Минтруда РФ. 1997. N 6. С. 49).
Для ряда профессий утверждены профессиональные стандарты. Например, профессиональный стандарт профессии "Преподаватель профессионального обучения" утвержден Постановлением Минтруда РФ от 22 декабря 2003 г. N 87 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 1. С. 49); профессии "Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах" - Постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 34 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 57); профессии "Менеджер по внутрипроизводственному обучению персонала" - Постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 36 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 58).
Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 января 2005 г. N 36 (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 387).
Следующий комментарий к статье 196 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 196 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. В комментируемой статье упоминаются две формы подготовки работников: 1) профессиональное образование, 2) профессиональное обучение.
Профессиональное образование представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Профессиональное обучение - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2 указанного Федерального закона).
Профессиональное обучение предполагает приобретение профессиональной компетенции для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. При этом различается профессиональное обучение по программам: а) профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего); б) переподготовки рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности); в) повышения квалификации рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня) (ч. ч. 1 - 4 ст. 73 указанного Федерального закона).
Дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования, который направлен на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, не сопровождается повышением уровня образования и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ - повышения квалификации и профессиональной переподготовки (п. 14 ст. 2, ч. 6 ст. 10, ч. ч. 1, 2 ст. 76 указанного Федерального закона).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. ч. 4 и 5 ст. 76 указанного Закона).
Подготовка по программам профессионального образования осуществляется только образовательными организациями. Работодатели - юридические лица, которые не являются образовательными организациями, вправе осуществлять подготовку своих работников только по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам, а работодатели - индивидуальные предприниматели - только по программам профессионального обучения (ч. 1 ст. 21, ч. 5 ст. 31, ч. 3 ст. 32 указанного Закона).
2. Работодатель самостоятельно определяет потребность в подготовке кадров для собственных нужд, руководствуясь при этом потребностями производства и учитывая свои финансовые возможности. Следовательно, определение профессиональной структуры кадрового состава, а также способов обеспечения кадрами той или иной профессии является исключительной прерогативой работодателя.
К ведению работодателя относится и решение вопроса о необходимости дополнительного профессионального образования работников.
В отношении определенных категорий работников требование о систематическом получении дополнительного профессионального образования установлено федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
3. Условия и порядок осуществления работодателем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников определяются в социально-партнерских актах - коллективном договоре и соглашениях либо в трудовом договоре.
В соответствии с п. 3.4 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 - 2016 годы его стороны признают необходимым осуществлять меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе меры по стимулированию развития системы внутрипроизводственного обучения, а также по стимулированию работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в модернизации материальной базы и образовательных программ образовательных организаций профильного профессионального образования, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений.
В иных соглашениях, а также коллективных и индивидуальных трудовых договорах рекомендуется определять, где осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников - непосредственно у работодателя (в том числе в специально созданном им структурном образовательном подразделении) либо в образовательных организациях, конкретные формы сочетания работы с обучением (с отрывом от работы, без отрыва от работы), устанавливать дополнительные гарантии работникам на период прохождения ими профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования и др.
4. Работодатель вправе определять формы подготовки работников только по реализуемым им программам профессионального обучения и по дополнительным образовательным программам. При принятии соответствующих локальных актов работодателю следует учитывать действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, и распространяющиеся на него соглашения, а также свои финансовые и организационные возможности.
Подготовка по указанным программам может осуществляться работодателем в создаваемых им в качестве структурных подразделений учебных центрах профессиональной квалификации или непосредственно на производстве, в очной, очно-заочной либо заочной форме, а дополнительные профессиональные образовательные программы могут реализовываться также полностью или частично в форме стажировки.
Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики и др. (ч. 2 ст. 17, ч. 6 ст. 73, ч. ч. 11, 12 ст. 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
При формировании перечня необходимых профессий и специальностей для осуществления профессионального обучения работодатель должен руководствоваться Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513. Данный Перечень содержит наименования профессий рабочих как общих для всех отраслей экономики, так и характерных для отдельных отраслей производства, а также должностей служащих с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Принятие работодателем локальных актов, определяющих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей, осуществляется с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК. Однако, несмотря на то что ст. 372 ТК предусматривает учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, данная процедура должна быть соблюдена и в случае, когда интересы работников представляет иной избранный ими орган.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей могут быть предусмотрены и в коллективном договоре.
5. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование является обязательным условием выполнения работы. В таких случаях работодатель обязан обеспечить прохождение работниками соответствующего обучения или получение дополнительного профессионального образования в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.
Обязательность дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) предусмотрена, например, для следующих работников:
федеральных государственных гражданских служащих - не реже чем один раз в три года (ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");
прокурорских работников - не реже чем один раз в три года (п. 1 ст. 43.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации");
педагогических работников - не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации");
аудиторов - ежегодно начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");
должностных лиц, занятых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
6. Часть 5 комментируемой статьи, будучи направленной на защиту интересов работников, совмещающих работу с получением образования, упоминает только работников, проходящих подготовку. Между тем, как представляется, работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением и тем работникам, которые осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы.
Под созданием работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования необходимо понимать в первую очередь предоставление им условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Сказанное означает, что работникам, которые обучаются без отрыва от производства, должны быть предоставлены: а) возможность посещать занятия и б) время для самостоятельной подготовки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.
Вместе с тем предоставление работникам, совмещающим работу с получением образования, гарантий и компенсаций, по сути, также направлено на обеспечение сочетания трудовой деятельности и обучения. В частности, ТК предусматривает ряд гарантий и компенсаций работникам, которые без отрыва от работы получают высшее или среднее профессиональное образование по соответствующим образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (см. ст. ст. 173 - 174, 177 ТК и комментарии к ним).
Кроме того, ТК предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы (см. ст. 187 ТК и комментарий к ней).
Дополнительные гарантии работникам, совмещающим работу с получением образования, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.